Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного учреждения, поэтому в современных условиях особо актуальным является внедрение в работу ДОУ инновационных педагогических технологий.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В дошкольном учреждении чаще всего используются следующие здоровьесберегающие технологии:
- технологии сохранения и стимулирования здоровьятехнологии;
- обучения здоровому образу жизни.
- коррекционные технологии.
2.1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Название технологии |
Определение
|
Возрастная категория |
Физкультурная минутка |
Динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла.
|
Все группы
|
Подвижные и спортивные игры
|
Это игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений. Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования. |
Все группы
|
Пальчиковая гимнастика |
Тренировка тонких движений пальцев кисти рук. | Все группы
|
Артикуляционная гимнастика |
Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.
|
Со 2 младшей группы
|
Бодрящая гимнастика после сна | Переход от сна к бодрствованию через движения. Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. | Все группы
|
Гимнастика для глаз
|
Упражнения для снятия глазного напряжения.
|
Все группы
|
Дыхательная гимнастика | Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка. | Все группы
|
Релаксация
|
Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление)
|
Все группы
|
Гимнастика ортопедическая
|
Система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.
|
Со старшей группы
|
2.2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Название технологии |
Определение
|
Возрастная категория |
Физкультурное занятие |
Занятия проводятся в соответствии с требованиями программы. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Организованная форма 2 раза в неделю в спортивном зале и 1раз на прогулке. 1 мл. гр.-10 мин., 2 мл. гр.- 15-20 мин., ср. гр. – 20-25 мин., ст. возраст – 25 – 30 мин.
|
Все группы
|
Занятия из серии «Здоровье»
|
Занятия по ознакомлению детей со своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье.
Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития, проводятся во второй половине дня.
|
Со 2 ой младшей группы |
Самомассаж
|
Массаж, выполняемый собственноручно на своем теле (рук, ног)
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы.
|
Со 2 ой младшей группы |
Коммуникативные игры.
|
Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей.
|
Со средней группы |
Утренняя гимнастика
|
Рассматривается как важный элемент двигательного режима, средства для поднятия эмоционального тонуса детей. Обеспечивает полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние. В ней сосредоточен комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей: движение, музыка, ритм, эстетика окружающих пособий, общение, игра.
Формы проведения: подвижные игры, традиционная, с предметами, сюжетная.
|
Все группы |
2.3. Коррекционные технологии
Название технологии |
Определение.
Особенности методики |
Возрастная категория |
Элементы арттерапии
|
Оздоравливание психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО)
|
Со 2 ой младшей группы |
Технология музыкального воздействия. | Создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности.
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
|
Все группы |
Элементы сказкотерапии | Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей | Со 2 ой младшей группы |
Технологии коррекции поведения
|
|
Индивидуально со старшего возраста |
Психогимнастика
|
Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительными движениями. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Психогимнастические этюды используются как часть занятия.
|
Со старшей группы |
Фонетическая ритмика
|
Система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.
|
Со старшей группы |